Где учиться на помощника машиниста?

Машинист – высокооплачиваемая профессия с досрочным выходом на пенсию. Однако чтобы стать им, нужно сначала поработать помощником машиниста – обучение на него проходит в колледже или на специальных курсах.

По сути дела, помощник выполняет все те же самые обязанности, что и машинист, но под его контролем.

Курсы помощника машиниста: сколько стоят и где пройти?

Кто такой помощник машиниста: что нужно знать о профессии?

Если говорить кратко – это должностное лицо, которое помогает машинисту в управлении поездом. Как правило, эту ставку занимают молодые сотрудники, получившие профессиональное образование и еще не имеющие практического опыта. После работы помощником в течение определенного времени у них появляется возможность стать полноценным машинистом.

Профессию можно разделить на несколько разновидностей в зависимости от того, на каком поезде трудится работник:

  • помощник машиниста электропоезда РЖД;
  • помощник машиниста грузового электровоза или тепловоза;
  • помощник на пассажирском поезде.

Задачи и обязанности

Должностной регламент специалиста обычно содержит следующие задачи и обязанности:

  • выполнение распоряжений дежурных депо;
  • выполнение указаний машиниста;
  • проведение техобслуживания поезда;
  • проверка локомотива перед началом смены на наличие неполадок и неисправностей;
  • мониторинг показаний приборов и выявление с их помощью некорректной работу узлов локомотива;
  • управление поездом;
  • обеспечение безопасности экипажа локомотива, пассажиров и окружающих людей.

Работа и зарплата

Заработная плата помощника машиниста в Москве составляет 50 000 – 70 000 рублей. Примерно ту же сумму получает он и в Санкт-Петербурге. В регионах цифра чуть меньше и равна 40 000 – 55 000 рублей.

Карьерный рост работника на данной должности несколько ограничен. Так, для него доступно всего две ступени для повышения:

  • машинист тепловоза, электровоза или другого вида локомотива;
  • начальник поездной бригады.

Однако это компенсируется высокой заработной платой и возможностью досрочно уйти на пенсию.

Найти работу помощнику машиниста не трудно. На рынке труда есть множество вакансий, как в Москве и Санкт-Петербурге, так и в других регионах. Интересно, что в провинции требуется даже больше специалистов этой категории, чем в столице.

Плюсы и минусы профессии

К положительным сторонам профессии можно отнести:

  • высокую заработную плату;
  • высокую востребованность на рынке труда;
  • возможность стать машинистом и увеличить свой доход в полтора – два раза;
  • досрочный выход на пенсию;
  • наличие у работников железной дороги различных льгот.

Однако есть у специальности и недостатки.

  • Высокая ответственность. Не будет преувеличением сказать, что от действий человека, управляющего железнодорожным составом, зависит жизнь других людей.
  • Ненормированный рабочий график. Нередко представителям этой профессии приходится работать целые сутки подряд.
  • Командировки. Работник редко бывает дома.
  • Жесткие требования к здоровью.

Как стать помощником машиниста?

Какие навыки нужны?

Помощнику машиниста потребуются следующие навыки и личные качества.

  • Хорошее здоровье. Управлять поездом много часов подряд, не имея полноценного сна и отдыха, при этом сохранив необходимую концентрацию и быстроту реакции, сможет не каждый.
  • Внимательность. Она нужна при осмотре локомотива перед выездом, а также при передвижении на нем. Специалист должен успеть заметить посторонний объект на путях, от его внимания не должна уйти неисправность состава.
  • Ответственность. От действий работника зависит жизнь и здоровье окружающих, и он должен понимать и осознавать это.
  • Дисциплинированность. Специалист должен четко, своевременно и в полном объеме выполнять указания диспетчера и машиниста.

Какое образование необходимо, и куда можно поступать?

Учиться на помощника машиниста можно учреждениях среднего профессионального образования, таких как колледжи и техникумы. Кроме того, эту профессию можно освоить, посетив курсы помощника машиниста.

Что сдавать для поступления?

Согласно действующим в Российской Федерации образовательным стандартам, чтобы поступить в среднее специальное или среднее техническое образовательное учреждение, необходимо сдать единый государственный экзамен по двум дисциплинам.

Какие-либо другие предметы сдавать не требуется. На количество набранных баллов чаще всего внимания не обращают.

Для обучения на курсах проходить вступительные испытания не нужно совсем. Достаточно заключить договор об оказании образовательных услуг и оплатить их, внеся денежные средства в кассу организации, проводящей обучение, или перечислив их на ее счет.

Следует отметить, что легкость поступления нивелируется жестким отбором по состоянию здоровья. Так, чтобы стать помощником машиниста, нужно пройти медицинскую комиссию. При наличии малейших нарушений работы организма претенденту отказывают в возможности обучения по этой специальности.

Сколько учиться на помощника машиниста после 9 и 11 класса?

Если абитуриент поступил в колледж или техникум после одиннадцатого класса, то срок его обучения составит два года и одиннадцать месяцев. Если это произошло по окончании им всего девяти классов, продолжительность получения образования будет на один год больше и в общей сложности равна трем годам и десяти месяцам.

Кроме того, существует углубленная программа подготовки. Она дольше на двенадцать месяцев, чем стандартная.

Что касается курсов, то на них получить специальность можно всего за несколько месяцев.

Возможно ли дистанционное обучение?

Поскольку получение профессии помощника машиниста связано с непосредственным изучением узлов и деталей локомотива, а также с практикой его эксплуатации, дистанционно обучиться этой специальности невозможно.

Куда идти учиться?

ВУЗы и академии

В высших учебных заведениях помощников машиниста не готовят.

Колледжи и техникумы

Вот пятерка наиболее актуальных столичных колледжей, где можно освоить профессию.

  • Железнодорожный колледж № 52. Это государственное учебное заведение, специализирующееся на подготовке кадров для железной дороги. Один год обучения в нем обойдется в 67 900 рублей, по времени оно займет 2 года и 10 месяцев на базе одиннадцатого класса.
  • Московский колледж железнодорожного транспорта. Это образовательное учреждение финансируется из бюджета. Стоимость обучения в нем также составит 67 900 рублей за два семестра. Срок базовой образовательной программы равен 2 годам и 10 месяцам при поступлении после одиннадцатого класса.
  • Ожерельевский колледж железнодорожного транспорта. Государственное училище, расположенное в городе Кашира Московской области. Стоимость одного года обучения – 55 140 рублей в год, срок – 2 года и 10 месяцев при наличии полного среднего образования.
  • Московский вечерний техникум железнодорожного транспорта. Отличительная особенность организации – наличие только вечернего отделения. Учеба здесь будет стоить 57 300 рублей в год, а продлится она 3 года и десять месяцев при наличии одиннадцати классов (из-за вечерней формы обучения).
  • Московский колледж железнодорожного и городского транспорта. Здесь готовят специалистов не только для железных дорог, но и для остальных сфер пассажирских перевозок. Два семестра обучения в этом ПТУ обойдутся в 70 000 рублей в год, а его срок составит 2 года и 10 месяцев после окончания одиннадцати классов школы.

Есть профильные железнодорожные колледжи, которые готовят помощников машиниста, и в Санкт-Петербурге. Вот пять наиболее востребованных из них.

  • Санкт-Петербургский электромеханический техникум железнодорожного транспорта имени А. Суханова. Государственный техникум по подготовке кадров для РЖД. Один год обучения здесь стоит всего 25 000 рублей, а весь курс занимает 2 года и 10 месяцев при поступлении после одиннадцатого класса.
  • Волховский колледж транспортного строительства. Одно из старейших училищ ленинградской области. Стоимость обучения – 90 000 рублей в год, а срок – 2 года и 10 месяцев, если абитуриент поступает с одиннадцатью классами школы за плечами.
  • Колледж метрополитена. Как понятно из названия, здесь можно получить профессию помощника машиниста метро. Два семестра обучения стоят 48 000 рублей, а по времени оно занимает 2 года и 10 месяцев при поступлении после одиннадцатого класса.
  • Санкт-Петербургский техникум железнодорожного транспорта. Это образовательное учреждение – филиал Петербургского государственного университета путей сообщения имени Александра I. Обучение здесь обойдется в 58 000 рублей за один год. Продолжительность образовательной программы – 2 года и 10 месяцев при поступлении после одиннадцатого класса.
  • Колледж при военном институте железнодорожных войск. Училище под эгидой престижного петербургского военного ВУЗа. За один год обучения в колледже попросят 34 000 рублей. Его срок составит 2 года и 10 месяцев в случае поступления после одиннадцатого класса.
Читайте также:  Как стать пилотом вертолета?

Все перечисленные образовательные учреждения имеют бюджетные отделения. Если обучение происходило на бесплатной основе, по его окончании выпускник направляется на определенное место работы (как правило – одно из подразделений РЖД), где должен протрудится определенное время.

Курсы и тренинги

Вот столичные курсы, где можно выучиться на помощника машиниста.

  • Учебный центр Московского отделения АО «РЖД». Обучение здесь бесплатное, но по его окончании надо отработать определенное время в компании РЖД. Срок обучения – пять месяцев.
  • Учебный центр Московского метрополитена. Здесь тоже учат бесплатно, но с таким же условием – проработать несколько лет в метро. Срок обучения – четыре месяца.
  • Центра «ПромРесурс». Стоимость – 25 000 рублей, длительность – три с половиной месяца.
  • НТ «Академия». Стоимость курсов – 18 000 рублей, а их срок – три месяца.
  • «Медиаколледж». Цена программы – 24 000 рублей, продолжительность – три месяца.

Есть подобные курсы и в Санкт-Петербурге.

  • Центр повышения квалификации при Октябрьской железной дороге АО «РЖД». Это также официальный учебный центр Российских железных дорог. Обучение проводится на тех же условиях и в те же сроки, что и в Московском филиале.
  • Учебный центр Санкт-Петербургского метро. Готовит помощников машинистов метрополитена северной столицы. Обучение бесплатное, но после него нужно несколько лет работать в ведомстве. Срок обучения – три с половиной месяца.
  • Курсы при техникуме имени А. Суханова. Стоимость – 25 000 рублей за весь курс, продолжительность – пять месяцев.
  • «Учебный комбинат». Негосударственное образовательное учреждение. Цена обучения – 22 000 рублей, а его срок – четыре месяца.
  • «Учебно-курсовой комбинат». Государственная организация по повышению квалификации. Стоимость обучения – 17 500 рублей, длительность – три с половиной месяца.

Помощник машиниста – востребованная и хорошо оплачиваемая профессия с перспективой карьерного роста и повышения уровня дохода. Этой специальности можно обучиться в колледже, техникуме или на курсах. Плюсом является то, что по окончании училища происходит трудоустройство выпускников по распределению. Еще одно достоинство профессии – льготы и досрочный выход на пенсию.

Однако человек, решивший связать свою жизнь с железной дорогой, должен быть ответственным, дисциплинированным, внимательным, здоровым и физически выносливым.

Источник: https://specworkgid.ru/obuchenie-professiyam/pomoshhnik-mashinista.html

Курсы помощника машиниста электропоезда

Кто из парней хоть раз не мечтал управлять локомотивом. Для многих это так и останется мечтой, а кто-то может сделать мечту реальностью. Курсы помощника машиниста электропоезда — хороший для этого старт.

Ведь именно с помощника начинается путь в профессию машиниста. Это работа для настоящих, сильных и уверенных в себе мужчин. А пройти его дано далеко не каждому.

Но если вы из тех, кто решился, то стоит сразу сказать о том, что на курсы машиниста электропоезда РЖД в Москве приходят многие, но берут не всех.

Кого берут на курсы машиниста электропоезда в РЖД?

Первый этап, который должен пройти кандидат на роль помощника машиниста – это медицинская комиссия. Управление локомотивом — это напряжённая и ответственная работа. Большая нагрузка на зрение и слух, постоянное воздействие на организм вибраций и электромагнитного излучения.

Поэтому требования к здоровью, для студентов, поступающих на курсы машиниста электропоезда, очень высоки. Очень важно для кандидата уметь распределять и быстро переключать внимание, иметь хорошую реакцию и отличную память. К приёму на должность допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие среднее образование, прошедшие обязательное медицинское освидетельствование и психофизиологическое тестирование.

Как проходят курсы помощника машиниста электропоезда?

  • Прошедшие медицинскую комиссию кандидаты, направляются на профессиональную подготовку в образовательное учреждение железнодорожного транспорта, технические школы, учебные центры, колледжи, образовательные подразделения акционерного общества «РЖД».
  • Для подготовки кандидатов на должность помощника машиниста используются виртуальные тренажёры, чьи движения по железной дороге, максимально приближены к реальным условиям.
  • Задача курсов помощника машиниста электропоезда – создать из помощника машиниста, а из виртуального управления реальное и научить справляться с самыми экстремальными ситуациями.

Управление поездом выполнено на базе действующих в настоящий момент электропоездов. Тренажёр в интерактивном режиме может выводить показатели скоростного режима, расход топлива, электроэнергии, отслеживать график движения и формировать список нарушений.

Тренажёр позволяет наглядно демонстрировать работу тормозов, электрические и пневматические схемы электропоезда. Именно здесь помощники машинистов приобретают необходимые навыки управления поездом.

Путь к профессии помощника машиниста можно начать, поступив в соответствующее учебное заведение ещё со школьной скамьи. Если студент приходит на курсы обучения на помощника машиниста электропоезда после 11 класса, то весь комплекс знаний он получит в течение 10 месяцев, а после 9, в течение 2 лет и 10 месяцев.

Такая быстрая и качественная подготовка возможна за счёт использования современных технологий, компьютерных программ, учебных фильмов, тренажёров, готовых иллюстрированных конспектов, учащимся легче усваивать и запоминать информацию.

Если студент выражает желание после обучения на должность помощника машиниста электропоезда, занимать более высокую должность, его направляют в учебно-производственный центр «РЖД» или в дорожно-техническую школу. Тогда на полный курс обучения уйдёт еще 5 месяцев. После завершения курсов помощника машиниста электропоезда, молодому сотруднику предстоит отработать в этой должности от нескольких месяцев до 2-х лет.

Изначально, все курсы помощника машиниста предполагают собой дальнейший карьерный рост. То есть, каждый студент, после окончания обучения и стажировки в должности помощника машиниста электропоезда, стремится занять основную должность в локомотивной бригаде и стать машинистом.

Для этого необходимо пройти первичное обучение, получить стаж и следом опять обращаться к курсам — повышения квалификации работников, управляющих железнодорожным транспортом.

После прохождения стажировки, студент направляется в учебное заведение, где ему вновь предстоит тренироваться на специальном тренажёре, который максимально точно и реалистично передаёт все движения электропоезда, а также принцип работы всей технической системы. Далее помощника машиниста электровоза, будущего машиниста, учат правильно действовать в случае аварийных ситуаций.

Последующее обучение будет состоять в регулярном изучении теории и сдаче экзаменов по ней. Также в конце каждого квартала, специалисту будут предлагать проходить тестирование на компьютере.

Читайте также:  Советы о том, как стать ветеринаром

Далее после успешной сдачи квалификационных теоретических экзаменов, студент будет обязан безупречно сдать практический экзамен, демонстрируя идеальное управление электропоездом, а также идеальные знания его технического строения.

Рассмотрим учебные заведения, в которых готовят будущих помощников машиниста электропоездов, а также помогают ассистенту машиниста занять высшую должность:

Колледжи:

  1. Московский колледж железнодорожного транспорта Московского государственного университета путей сообщения Императора Николая II.
  2. Колледж железнодорожного и городского транспорта.
  3. Профессиональный колледж «Московия».
  4. Орехово-Зуевский железнодорожный техникум имени В.И. Бондаренко.
  5. Наро-Фоминский техникум.

Курсы помощника машиниста электропоезда РЖД в Москве

Курсы повышения квалификации можно пройти в таких учебных заведениях, как:

  1. Современная научно-техническая академия.
  2. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.

Прохождение обучения – обязательный этап для того, чтобы стать помощником машиниста, а потом и машинистом и обойти его не получится. Но если пройти этот путь и достойно выдержать все испытания, то работа не заставит себя ждать.

Источник: https://medcollege5.ru/kursy/kursy-pomoshchnika-mashinista-elektropoezda.html

Обучение на помощника машиниста локомотива

В эту самую минуту сотни поездов мчатся по России, перевозя пассажиров и ценные грузы. Зачастую это большие составы, управлять которыми в одиночку просто невозможно. Поэтому ведут его сразу два человека: машинист и его помощник.

Чем занимается помощник машиниста?

Прогресс сейчас шагает вперед семимильными шагами. Так неужели нельзя полностью автоматизировать процесс, и упразднить профессию помощника, оставив лишь одного человека управлять локомотивом? Как показывает практика, нет.

Зачастую для успешного управления требуется выполнять сразу несколько технических операций, иногда в совершенно разных местах. Кроме того, могут возникнуть экстренные ситуации, когда в одиночку просто не справиться. Поэтому обучение на помощника машиниста локомотива ежегодно проходит множество людей.

Кроме того, помощник машиниста не является просто его дублером. Такой специалист — не менее значимая фигура в локомотивной бригаде. В сферу его деятельности входит:

  • осмотр локомотива перед отправлением;
  • проверка технического состояния поезда;
  • выявление и устранение неисправностей;
  • контроль световых и звуковых сигналов на трассе;
  • отслеживание показаний приборов и датчиков;
  • отцепка локомотива от подвижного состава, отведение его на запасные пути, и многое другое.

Обобщая, можно сказать, что помощник машинист локомотива должен обеспечивать безопасность передвижения на транспортном средстве. Для выполнения такой сложной задачи, конечно, требуется пройти обучение.

Что входит в программу обучения

В ходе обучения слушатели получат полноценные знания, касающиеся:

  • устройства локомотива на электрической тяге (электровоза),
  • видов неисправностей машины и их устранения;
  • расшифровки необходимых сигналов, знаков и указателей;
  • управления системой торможения локомотива;
  • правил технической эксплуатации, инструкций по движению поездов и сигнализации;
  • прав и обязанностей членов локомотивной бригады.

Где пройти обучение?

В МСК в нашем ОНМЦ каждый желающий может пройти курсы, и стать помощником машиниста. Программа обучения была разработана по самым высоким стандартам, в соответствии со всеми требованиями и нормативными актами РЖД, МПС, а также Министерства образования и Министерства транспорта. В Москве эти курсы заслуженно считаются самыми лучшими.

Гибкий график и возможность заочного обучения позволяет максимальному количеству слушателей в удобной форме посещать занятия и получать необходимые знания и навыки.

Люди, получившие у нас свидетельство установленного образца, позволяющее им работать помощниками машиниста, могут рассчитывать на достойный заработок.

Источник: http://ONMC.ru/obuchenie-na-pomoschnika-mashinista-lokomotiva.html

Курсы машиниста электропоезда РЖД

Машинист электропоезда РЖД

Чтобы управлять электропоездом РЖД, то для этого нужно обладать, просим прощение за тавтологические определения, истинно железным здоровьем, так как требования медкомиссии жесткие и включают в себя проверки:

  • зрения. Оно должно быть максимально возможным;
  • слуха. Здесь также не должно быть изъянов на аудиограмме;
  • ЭКГ;
  • флюорографические исследования;
  • исследования на велоэргометре;
  • идеальные анализы, наличие справок о прививках вплоть до выписки о перенесенных болезнях;
  • осмотр идет полным перечнем врачей, начиная от хирургов и заканчивая стоматологом и отоларингологом.

Что касается последнего специалиста, то его осмотр и заключение важно так как машинист должен обладать хорошими показателями речи для того, чтобы четко информировать диспетчерские службы об остановке на пути следования. В том случае, если имелась отсрочка от армейской службы, то она должна быть не связана с состоянием здоровья.

При этом следует иметь в виду, что даже в случае поступления в учебное заведение, то после окончания его все равно придется проходить медкомиссию, так как возможны ухудшения здоровья в процессе учебы – от компьютеров зрение, слух из-за наушников и тяжелой музыки.

В дальнейшем такие медосмотры машинисты проходят на регулярной основе по истечению каждого годичного периода. Это очень важно, как для самого машиниста, так и для тех людей, которые в качестве пассажиров доверяют машинистам свои жизни.

Машинист электропоезда курсы обучение РЖД – только через колледж

  1. Когда здоровье и психика на высоте, то можно приступать к выбору учебного заведения, которое готовит машинистов электропоездов.
  2. Что касается Москвы, то здесь два таких заведения и это такие колледжи, как Железнодорожный №52, а также Московский железнодорожный и именно в этих колледжах имея 11 классов по системе НПО за 10 месяцев, или после 9 классов за без двух месяцев три года получают диплом помощника машиниста.
  3. Что вполне достаточно, чтобы колесить по железным дорогам России в качестве второго номера пилота электропоезда.
  4. Но можно сделать и по-другому, а именно выбрать специальность «Эксплуатации подвижного состава» и за два года и 10 месяцев, имея одиннадцатиклассное образование и четыре без двух месяцев года при девяти классном первичном обучении можно получить диплом, где будет указано «техник».
  5. Что, конечно же, более высокая квалификация, чем помощник машиниста, однако этого недостаточно, чтобы сесть за рукоятку контроллера электропоезда.

Для этого нужно пройти путь от машиниста 4-го разряда, что соответствует помощнику машиниста, до 1-го. Именно такой разряд должен иметь машинист, и потратить от двух до четырех, а то и более лет.

Впрочем, за первыми романтическими впечатлениями от этой работы нередки разочарования в виде трудностей ненормированного, и ночного с недосыпанием труда плюс к этому высокая ответственность, а также требования дисциплины. К этому еще добавляются риски ухудшения здоровья из-за электромагнитного излучения, а также постоянное нервное напряжение.

Преимущества работы машиниста электропоезда

Основное преимущество в высокой востребованности этой профессии, так как вне зависимости от развития других видов транспорта, именно РЖД, по-прежнему, будут наиболее перспективными, как в пассажирских, так и в грузовых перевозках.

Но и нельзя сбрасывать со счетов, что работа в составе локомотивной бригады –это высокооплачиваемый труд. Так как риски здесь велики, поэтому и зарплаты должны быть соответствующими. Сейчас все, кто участвует в управлении электропоездом, получают не менее 50 тыс. А с увеличением стажа и квалификации зарплата растет и может составлять до 100 тыс. в зависимости от того или иного региона.

  • Здесь также хорошие перспективы для карьеры: помощник машиниста со временем становится машинистом электропоезда, а потом он может стать мастером или инструктором, а там глядишь и рукой подать до начальника участка, а то и всего депо.
  • При этом если брать по большому счету, то здесь, как и в любой профессии верхней планки карьеры не существует, разве что если считать пиком карьеры – это должность гендиректора РЖД, впрочем, и это не пик, а вот должность министра транспорта, как раз и будет максимумом карьерного роста.
  • Локомотивы постоянно совершенствуются, поэтому машинисты должны постоянно получать знания и улучшать свои квалификационные навыки не только в технике, но и становиться более эрудированными, развиваться интеллектуально, понимать последние достижения, как техники, так и науки.
Читайте также:  Где проходит обучение на зубного?

Источник: https://proprof.ru/stati/qualification/biznes-obrazovanie/kursy-i-treningi/kursy-mashinista-elektropoezda-rzhd

Шаги к получению профессии»машинист электропоезда»

Первый шаг – медкомиссия

В метро и на пригородных электричках то и дело объявляют о приеме на работу машинистов. Довольно скромные начальные требования (достаточно быть мужчиной до 40 лет со средним образованием) и неплохая зарплата привлекает многих, но путь к креслу «капитана электропоезда» оказывается долгим и полным препятствий…

Машинисту нужно обладать железным здоровьем: управлять электропоездом – работа вредная. Это большая нагрузка на зрение и слух, воздействие электромагнитного излучения и вибрации, пыльный воздух (в том числе и металлическая пыль, особенно в метро). Не случайно рабочий день машиниста (или ночь) начинается с обязательного медосмотра: проверки давления, температуры, сердечной деятельности, теста на алкоголь.

Поэтому, где бы вы ни решили учиться: в одном из электродепо (если речь идет о метро) или в колледже (для работы на электричках), первое, с чем придется столкнуться – суровая медкомиссия.

Сначала врачи тщательно проверят ваше здоровье, затем вы пройдете психологическое тестирование, чтобы узнать, готовы ли вы нести ответственность за сотни людей, быть собранным и внимательным долгое время, принимать решения буквально за доли секунды.

В некоторых учебных заведениях, например в специализированном Железнодорожном колледже N 52, требования мягче: достаточно принести обычную медицинскую справку (086-у). Однако перед последней – поездной – практикой вам все равно предстоит пройти медкомиссию по полной программе: за два года учебы здоровье может ухудшиться (зрение – из-за компьютеров, слух – из-за плееров и т. д.). И если какие-то показатели окажутся ниже нормы (на медкомиссиях отсеивается большая часть кандидатов), то машинистом вам не быть – придется довольствоваться профессией слесаря и заниматься ремонтом вагонов.

Основные этапы медкомиссии:

  • проверка зрения (оно должно быть идеальным), состояния глазного дна
  • аудиограмма (проверка слуха)
  • ЭКГ
  • велоэргометрия
  • флюорография
  • анализы, справки о прививках, выписка из медицинской карты
  • осмотри врачей-специалистов: хирурга, невролога, стоматолога, отоларинголога, терапевта.

Если есть отсрочка от службы в армии, то она не должна быть связана со здоровьем. Медкомиссию машинисты проходят раз в три года.

В машинисты – через колледж

Если со здоровьем и психикой все в порядке, можно приступать к обучению. Машинистов электропоезда в Москве готовят два учебных заведения: Железнодорожный колледж N 52 и Московский колледж железнодорожного транспорта. Здесь в рамках начального профессионального образования (НПО) можно за десять месяцев (после 11 класса) или за два года и десять месяцев (после 9-го) выучиться на помощника машиниста.

В принципе, для старта в профессию этого может быть достаточно, но лучше получить более глубокие знания и среднее профессиональное образование (СПО), поступив на специальность «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог». Учеба займет два года и десять месяцев после 11 класса и почти четыре года – после 9-го, зато выпускники колледжа получают более высокую квалификацию «техник».

Коллектив локомотивных бригад чисто мужской. Практически каждый железнодорожник слышал полумифические истории о женщинах-машинистах, но в действительности женщины не управляют поездами уже давно.

В ходе учебы вы получите разряд слесаря по ремонту подвижного состава (сдав экзамен после производственного обучения), а потом приступите к изучению основных дисциплин: техническое обслуживание электропоезда, автотормоза и др.

На учебу в подземку

В колледжах готовят универсальных специалистов как для пригородных поездов, так и для метро, но желающие работать в метро обычно предпочитают другой путь: выбирают депо (линию метро), приходят в соответствующий отдел кадров и заявляют о своем намерении стать машинистом. Депо направляет кандидата на подготовку в Учебно-производственный центр (УПЦ) Московского метрополитена.

Учеба – насыщенная: сначала нужно пройти обязательную слесарную практику и получить разряд, потом изучить оборудование электропоезда, познакомиться с многочисленными инструкциями и профессиональной терминологией.

Вячеслав Гаранин, начальник УПЦ Московского метрополитена:

– За последнее время нам удалось существенно сократить сроки обучения: теперь помощников машиниста мы готовим за один месяц, а машинистов – за полгода.

Это удалось сделать за счет внедрения современных технологий: компьютерных программ, позволяющих подробно изучать оборудование вагонов, учебных фильмов (чтобы увидеть своими глазами, как, например, собирают вагоны, не приходится ехать на завод), уникальных тренажеров, готовых иллюстрированных конспектов для каждого учащегося (они на 70% экономят время преподавателя).

Финал первого этапа обучения – поездная практика. Она проходит в течение нескольких недель на электропоезде по конкретному маршруту. Важное условие – к этому моменту учащемуся уже должно исполниться 18 лет. После успешной сдачи экзамена выпускнику присваивается квалификация «помощник машиниста».

Ему предстоит отработать в этой должности от нескольких месяцев (в метро) до двух лет (на пригородных поездах): проверять техническое состояние поезда, наблюдать за посадкой, реагировать на обращения по связи «пассажир-машинист» и, конечно, перенимать у машиниста опыт в управлении электропоездом.

Затем депо может направить кандидата в машинисты на дальнейшую учебу: на курсы в дорожно-технической школе или в том же УПЦ. Здесь управление локомотивом познается на новом уровне: будущие машинисты занимаются на тренажерах, имитирующих управление поездом, учатся выходить из аварийных ситуаций. Обучение длится четыре-шесть месяцев, после чего выпускник получает право на управление электропоездом.

Наконец, «обстрелянный» новичок садится за контроллер машиниста – главный рычаг управления поездом. Он должен набраться опыта, вырасти от машиниста 4 класса до машиниста 1-го, а за тем и занять должность машиниста-инструктора. Чтобы повысить разряд, машинист снова проходит обучение и сдает экзамен.

Тем, кто хорошо себя зарекомендовал, депо может предложить бесплатное обучение в Московском государственном университете путей сообщения, а у специалиста с высшим инженерным образованием на железной дороге значительно больше возможностей роста. Так, в администрации ОАО РЖД или в Управлении государственного железнодорожного надзора есть руководители, когда-то работавшие машинистами.

Карьера и зарплата

Объем пассажирских перевозок постоянно растет, линии развиваются. поэтому пригородные поезда и метро испытывают постоянную потребность в машинистах и помощниках.

Но, прежде чем связать свою жизнь с управлением электропоездом, следует знать: это работа не на год-два. Для того чтобы стать «своим» на железной дороге, ей придется посвятить большую часть жизни. Зарплата у помощников машиниста от 15 тыс. р., машинисты со стажем, получая премии и надбавки, зарабатывают до 25-30 тысяч р.

Источник: http://moyabudushaya.blogspot.com/2013/04/blog-post_3145.html

Ссылка на основную публикацию