Что входит в обучение на проводника пассажирского вагона?

Люди выбирают профессию проводник пассажирского вагона по ряду причин. Кого-то привлекает возможность путешествовать по стране и даже за границу. Другие надеются на то, что перечень их должностных обязанностей ограничится раздачей постельного белья и разносом чая.

Есть такие, кто считает, что для работы в поезде не нужно обладать каким-то специальным образованием. На самом деле, получить должность на железнодорожном транспорте можно лишь при наличии соответствующего диплома.

Профессия: проводник пассажирского вагона

Обучение на проводника пассажирского вагона – обзор курсов проводников РЖД

Еще у проводника должны быть профильные навыки и знания, определенные личные качества.

Задачи проводников и должностная инструкция

К выполнению служебных обязанностей проводник вагона приступает еще до отправления состава. Он принимает участие в подготовке вверенного ему участка, посещает инструктажи и планерки.

Работник получает постельное белье, моющие принадлежности, продукты питания и другие расходные материалы.

Зачастую он участвует в уборке вагона, осматривает его на предмет наличия неполадок и вызывает бригаду для их устранения.

Во время следования состава проводник поезда должен:

  • размещать пассажиров на места, указанные в билетах;
  • следить за работой электричества, освещения, вентиляции, отопления, санузлов;
  • снабжать пассажиров постельным бельем, чаем и другими вещами в зависимости от типа вагона;
  • сообщать пассажирам о прибытии поезда на место назначения или конечный пункт его следования;
  • в случае необходимости проводник должен уметь оказать первую медицинскую помощь и сообщить о происшествии начальнику состава;
  • проводить обучение стажеров или молодых специалистов;
  • убирать вверенные ему помещения сухим или влажным способом;
  • в поездах международного следования проводники раздают таможенные декларации, оформляют дорожные ведомости.

На станциях сотрудники поезда обеспечивают бесперебойное движение потока пассажиров. Во время следования состава они следят за соблюдением порядка в вагоне. В случае необходимости вызывают наряд полиции или начальника поезда по внутренней связи.

Требования к претендентам

Квалифицированных проводников принимают «Российские железные дороги», сервисно-транспортные коммерческие и государственные компании, метрополитен.

Чтобы поступить на работу, соискателю необходимо отучиться в профильном учебном заведении и оформить санитарную книжку. Начинающего специалиста изначально берут вторым проводником.

Опытный куратор за несколько поездок должен научить молодого коллегу практическим нюансам службы, после чего он становится самостоятельным.

Чтобы работать по специальности и иметь шансы для карьерного роста, надо обладать такими личными качествами:

  • пунктуальность, организованность, умение быстро принимать решения;
  • ответственность, коммуникабельность;
  • умение показывать высокие результаты работы при отсутствии внешнего контроля;
  • коммуникабельность, навыки работы в команде;
  • частое пребывание в движущемся и вибрирующем составе требует физической выносливости, поэтому, планируя учиться на проводника, следует проверить свое здоровье;
  • аккуратность, внимательность, способность четко оценивать ситуацию и анализировать большие объемы информации;
  • частое пребывание в движущемся и вибрирующем составе требует физической выносливости, поэтому, планируя учиться на проводника, следует проверить свое здоровье.

Заработная плата сотрудников на международных рейсах значительно выше, чем на внутренних. Чтобы работать по этому направлению, дополнительно требуется знание иностранных языков.

 

Достоинства и недостатки профессии

Главное преимущество направления в России – его востребованность. Количество внутренних и внешних рейсов систематически увеличивается с целью создания максимально удобных для населения графиков.

Даже начинающие сотрудники способны без труда найти себе работу в течение 2-3 месяцев после получения диплома. Некоторые из них получают такие предложения уже в процессе учебы.

Вот еще ряд плюсов направления проводник пассажирских вагонов:

  • отсутствие требований к возрастному показателю – даже пожилой человек допускается к работе при условии нормального физического состояния;
  • чтобы выучиться на проводника достаточно получить среднее специальное образование по этому профилю;
  • высокий уровень зарплаты у проводников, которые работают на фирменных составах и допущены к международным рейсам;
  • социальные льготы и дополнительные бонусы.

Есть у профессии и несколько существенных минусов. Во-первых, оклад сотрудника формируется таким образом, что для получения солидного финансового вознаграждения за работу ездить приходится немало.

Во-вторых, надо постоянно общаться с большим количеством люде, в том числе, не самых приятных. В-третьих, проводник несет материальную ответственность и отвечает за своих пассажиров.

Наконец, нельзя забывать про влияние на организм разъездной работы, высокий показатель травматизма на транспорте и мало времени на отдых во время рейса.

Как стать проводником и продвинуться по карьерной лестнице

Обучение на проводника пассажирского вагона – обзор курсов проводников РЖД

Чтобы получить профессию проводника пассажирского вагона, необходимо поступить в техникум, колледж или училище на одноименную специальность. Срок обучения после 9 классов составляет 3-4 года, после 11 классов – 2-3 года в зависимости от особенностей направления. Людям с высшим образованием достаточно пройти профильные курсы.

Второй вариант подхода оптимален для тех, кто рассчитывает на карьерный рост. Получают проводники со стажем неплохо, но продвижение по службе увеличивает эти цифры. Тот, кто зарекомендовал себя на местных рейсах, переходит на поезда дальнего следования.

За этим идет работа на фирменных составах. На весь этот цикл при ответственном подходе к должностным обязанностям можно потратить 1-2 года. Далее требуется пройти курсы повышения квалификации, чтобы стать начальником поезда. За этим следуют такие должности, как главный смены и директор вокзала.

Оплата труда и содержимое социального пакета

То, сколько получают начинающие проводницы и работницы с опытом, зависит от выработки, должности, стажа, места службы. У каждой организации, в штате которой присутствуют такие сотрудники, предусмотрены надбавки. При устройстве на работу крайне важно оценить все эти моменты, чтобы понимать, на какие условия можно рассчитывать.

Принцип начисления зарплаты

В РЖД оклад проводников рассчитывается из количества отработанных часов. Существует уровень, ниже которого нельзя опускаться. Есть и верхний предел, который не рекомендуется переходить, так как время на работу не должно быть больше периодов отдыха.

Читайте также:  Как получить профессию юрист?

Все цифры рассчитаны так, чтобы проводники в среднем зарабатывали 18 – 20 тыс. рублей в месяц. На поездах дальнего следования и в фирменных составах эти цифры существенно выше. Дополнительно идут надбавки за стаж, направление, сезонность, выполнение планов перевозок.

В итоге, у опытных сотрудников в месяц может выходить до 50 — 60 тыс. рублей при условии отработки 15 из 30-31 дня.

В крупных компаниях, таких как РЖД, предусмотрены существенные бонусы. Независимо от того, сколько получает конкретный работник, раз в пять лет ему выплачивают премию в размере 3-4 месячных окладов. Это традиция, а не обязательства компании, поэтому ситуация может меняться в зависимости от коммерческих успехов организации.

Дополнительные бонусы и поощрения

Зачастую соискателей должности проводника больше интересует, какая предусмотрена наполненность соцпакета. Гарантированы существенная прибавка к пенсии при достижении выслуги лет, медицинское обслуживание в специальных поликлиниках.

Определенные группы сотрудников могут рассчитывать на материальную помощь при выходе в отпуск, льготные условия на путевки для себя в санаторий и ребенка в лагерь.

Еще предоставляется проезд от депо до места жительства, а раз в год бесплатный железнодорожный билет туда-обратно по территории РФ.

Сотрудник железной дороги на пенсии при наличии 20-летнего стажа сохраняет право на льготный проезд один раз в год на всю жизнь. Еще ему полагается «дачный» билет – бесплатное перемещение на пригородных поездах (не более 150 км от места жительства).

Льготные условия работы проводникам обеспечивают профсоюзы. Стараниями этих людей интересная и ответственная профессия с каждым годом становится все более привлекательной. На нее учат во многих учебных заведениях среднего звена, а вузы позволяют сотрудникам повышать уровень квалификации и продвигаться по карьерной лестнице.

Источник: http://PROFchoice.ru/atlas-professij/professiya-provodnik

Проводник поезда

Кто из нас не сталкивался с этими женщинами в серой униформе, вежливыми, улыбчивыми и проворными, как стюардессы! Они так же мало похожи на своих предшественниц, как новые вагоны РЖД – на старые. Но труд их по-прежнему связан с самой серьёзной ответственностью – ответственностью за жизни людей.

Средняя заработная плата: 25000 рублей в месяц

Проводник поезда – это работник в системе железных дорог России, который обслуживает пассажиров в процессе следования вагонов по маршруту. Проводники обеспечивают комфортность поездки, и поэтому именно им выпадает на долю быть лицом РЖД.

История профессии

С развитием железнодорожного сообщения развивался и сервис для пассажиров. Сначала на один поезд, в котором могло быть до 10 вагонов, полагался один проводник, в обязанности которого входило объявлять названия станций, помогать пассажирам поднести багаж и найти свое место.

Со временем количество маршрутов и поездов на них возросло в десятки раз. Чтобы люди разных сословий и достатка не пересекались, вагоны разделили на классы.

Богатые люди ездили в комфортабельных купе, такие вагоны могло обслуживать от 3 до 5 проводников, выполняя, кроме прямых обязанностей, еще и дополнительные поручения пассажиров.

Для остальных были вагоны попроще, а количество обслуживающего персонала не превышало двух человек.

В СССР и в РФ поездки по железной дороге рассчитаны в основном на срок более суток, поэтому функции проводника существенно отличаются от функций аналогичного работника европейского железнодорожного транспорта, предназначенного для поездок на короткие расстояния.

Описание и характеристика профессии

Большинство пассажиров считает, что проводник вагона выполняет обычные функции по обслуживанию и ничего сложного в этой работе нет. На самом деле это очень непростая и ответственная профессия.

Проводник не только выдает постель и готовит чай, он также отвечает за техническое и санитарное состояние вагона, будит пассажиров перед их станцией назначения, производит посадку и высадку, разрешает конфликты.

В каждом вагоне работает бригада из 2 проводников. Однако совершенствование технологий позволило в последние годы обслуживать вагон в одиночку и даже работать одному проводнику на два вагона. При этом количество обслуживаемых пассажиров может заметно отличаться в зависимости от типа вагона.

Со всеми этими людьми необходимо найти общий язык, своевременно и качественно выполнять их требования, при этом на длинном маршруте находить еще возможность хоть немного отдохнуть и выглядеть бодрым и свежим.

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

Чтобы стать проводником, достаточно поступить в техникум, училище или колледж на специальность «сервис на транспорте». Иногда достаточно окончить краткосрочные (1,5-3 месяца) курсы проводников пассажирских вагонов. Если вы учитесь на работника железнодорожного сервиса, то часть знаний получаете в аудиториях, а практическая часть осваивается непосредственно на производстве.

Тем, кто видит профессию проводника как первую ступень своей карьеры, можно поступать в вуз на специальность «системы обеспечения движения поездов», чтобы приобрести высшее образование по одной из инженерных специальностей.

Профессия «Проводник пассажирского вагона» входит в образовательные программы многих техникумов и колледжей транспортного направления. Этой специальности учат в таких ссузах:

  1. Ростовский-на-Дону железнодорожный техникум дает возможность получить образование по специальности «проводник на железнодорожном транспорте». Здесь готовят специалистов по сопровождению пассажирских вагонов, спецвагонов и грузов, а также билетных кассиров.
  2. Нижегородский техникум транспортного обслуживания и сервиса предлагает обучиться специальности «сервис на транспорте». Здесь можно отучиться за 2 года и 10 месяцев, кроме того есть 1 и 3-месячные курсы для студентов других вузов.
  3. Волгоградский техникум железнодорожного транспорта и коммуникаций готовит кадры для Приволжской железной дороги.
  4. Краевое государственное бюджетное ПОУ №16 (г. Хабаровск). Здесь обучение профессии проводника доступно для выпускников 9 классов, срок обучения – 2 года и 10 месяцев. Учеников отправляют на практику в пассажирское вагонное депо, где большинство из них впоследствии и трудоустраивается.
Читайте также:  Востребована ли профессия программист?

Что касается курсов, то их также можно легко найти в интернете. Например, учебный центр «Кварта» в Санкт-Петербурге набирает учеников на обучение и повышение квалификации по этому направлению.

Профессиональные обязанности

Работать проводником поезда непросто. У сотрудника масса обязанностей, которые условно можно разделить на две части.

Первая – подготовка к поездке:

  • прохождение инструктажа, получение указаний от руководства;
  • сухая и влажная уборка вагона;
  • получение необходимого инвентаря (моющие средства, постельное белье) и продуктов (кофе, чай, сахар);
  • получение товаров для торговли по каталогу РЖД.

Вторая – это непосредственно работа на маршруте:

  • посадка и высадка пассажиров на конечных и промежуточных станциях;
  • проверка проездных документов;
  • размещение в вагоне пассажиров в соответствии с приобретенными билетами;
  • выдача пассажирам постельного белья и напитков по требованию;
  • своевременная чистка и контроль работы титана;
  • контроль над функционированием всех систем (кондиционирование, отопление, освещение);
  • поддержание санитарно-гигиенического состояния вагона (сбор и вынос мусора, уборка санузлов, очистка поручней и т.д.);
  • своевременное оповещение пассажиров о приближении к их станции назначения;
  • оказание первой медицинской помощи (в случае необходимости);
  • разрешение конфликтных ситуаций, поддержание порядка;
  • оформление таможенных деклараций и дорожных ведомостей на международных маршрутах;
  • контроль работы хвостовых сигнальных светильников (на последнем вагоне).

Все действия проводника регламентированы многочисленными инструкциями, которые необходимо выполнять. Обычно в бригаду включают опытного проводника и молодого сотрудника, который только недавно закончил учебу.

В процессе работы проводник подчиняется начальнику поезда, также взаимодействует с правоохранительными органами для пресечения нарушений общественного порядка.

Кому подходит

Эта профессия широко распространена как среди женщин, так и среди мужчин. Для того чтобы обслуживать пассажиров в поезде, нужно иметь возраст не меньше 18 лет, крепкое здоровье и сертификат об окончании курсов или диплом ссуза.

Хорошему проводнику должны быть присущи такие личные качества:

  • дисциплинированность и организованность;
  • рассудительность и крепкие нервы;
  • трудолюбие и готовность к сложностям;
  • пунктуальность и исполнительность;
  • вежливость и приветливость, несмотря на усталость;
  • умение работать с разными категориями людей;
  • способность правильно заполнять дорожные документы;
  • способность быстро находить выход из нестандартных ситуаций.

Положительные стороны профессии:

  • постоянное наличие вакансий в ОАО «РЖД»;
  • возможность выполнять эту работу людям различного возраста (от молодежи до пожилых);
  • льготы на проезд в ЖД транспорте;
  • стабильная оплата труда и социальный пакет.

Вагоны сейчас становятся более комфортабельными, что значительно облегчает работу проводника.

Недостатки работы:

  • большое количество командировок и постоянные разъезды, из-за чего нередко не удается полноценно отдохнуть;
  • работа по сменам, в том числе в праздничные и выходные дни;
  • высокий уровень ответственности, как материальной, так и за жизнь и здоровье пассажиров;
  • возможность получить травму на железной дороге;
  • работа в устаревших вагонах с недостаточным комфортом;
  • вынужденное общение с неприятными и конфликтными людьми.

Заработная плата

Заработная плата в первую очередь зависит от количества отработанных часов, при этом перерабатывать нельзя, чтобы не нарушать трудовое законодательство. Следовательно, максимум рабочих дней в месяц – пятнадцать.

Это позволяет получить около 18-20 тысяч рублей плюс надбавки за направление, сезонность и выслугу, а также премия.

На фирменных поездах и составах дальнего следования тарифная часовая ставка выше, поэтому опытные сотрудники могут заработать до 50 тысяч рублей ежемесячно.

Как построить карьеру

Получение более высокого разряда дает право проводникам работать на более престижных и высокооплачиваемых маршрутах:

  • 2 разряд присваивается выпускникам техникумов и специальных курсов, с ним сотрудника допустят только к работе на местных и пригородных поездах;
  • 3 разряд дает допуск к работе на пассажирских составах дальнего следования (более суток в пути), здесь платят больше и выдают форму;
  • 4 разряд доступен отличившимся и повысившим квалификацию работникам со стажем не меньше двух лет. Имея этот разряд, можно работать на фирменных поездах с хорошими условиями труда, высокой зарплатой и возможностью общаться с интересными людьми.

Чтобы получить более высокую должность в системе РЖД (начальник поезда, начальник станции или другую) необходимо учиться в профильных вузах на специальности «организация перевозок и обслуживание на ЖД транспорте» или «системы обеспечения движения поездов».

Перспективы профессии

Каждый человек сам выбирает, кем работать. Профессия проводника востребована в системе РЖД, к тому же она не требует длительного обучения, приступить к работе можно уже через несколько месяцев после окончания школы. В силу специфики пассажирских железнодорожных перевозок в России необходимость в проводниках ещё очень долго не исчезнет.

Отзывы, комментарии и обсуждения

Источник: https://edunews.ru/professii/obzor/transportnye/provodnik-poezda.html

Проводник – главный по вагону

Железная дорога по-прежнему остаются наиболее дешевым способом путешествий в России. Несмотря на продолжительность, в некоторые регионы до сих пор проще доехать на поезде, нежели на самолете.

Ну а при долгих поездках на первый план выходит комфорт и безопасность. Обеспечивать их в том числе должен специально обученный персонал пассажирских вагонов – проводники.

Суть работы проводника и его обязанности

В официальных документах, включая справочник рабочих профессий, эта должность так и называется – «Проводник пассажирского вагона». Ну а в обиходе, разумеется, почти сразу закрепилось краткое название.

Так или иначе, проводник – это работник состава, который следит за безопасностью и комфортом пассажиров во время поездки. Аналогичные задачи выполняют стюарды и стюардессы в пассажирских самолетах и на морских судах.

Читайте также:  Как получить профессию пожарный?

Однако у железной дороги есть своя специфика, поэтому и профессия проводника стоит несколько в стороне. Во-первых, поезд в пути производит много остановок, во-вторых, посадка и высадка пассажиров происходит регулярно, в-третьих, железная дорога представляет собой объект повышенной опасности и нужно внимательно следить за действиями пассажиров.

В обязанности и задачи проводников входит:

  1. проверка билетов и размещение пассажиров;
  2. регулярная влажная и сухая уборка в помещениях вагона;
  3. проверка коммуникаций (освещение, пожарная сигнализация, отопление, системы кондиционирования) в вагоне;
  4. объявление станций по просьбе пассажиров, выдача постельного белья, горячего чая и кофе, обеспечение питания инвалидов и пассажиров с детьми;
  5. оформление дорожных ведомостей и выдача таможенных деклараций при работе на международных маршрутах;
  6. обучение стажеров;
  7. наблюдение за безопасной посадкой и высадкой пассажиров.

Проводник вагона может работать как один, так и с напарником. Хотя по трудовому законодательству на каждый вагон полагается два работника. В пути они подчиняются начальнику поезда, который обычно находится в головном вагоне по ходу следования.

Характерно, что большая часть вакансий проводников заняты женщинами, хотя по сути у данной профессии нет каких-то гендерных ограничений. Скорее это дань традициям и общественные стереотипы, поскольку сфера обслуживания ещё со временем СССР почти целиком состояла из женщин.

Требования к навыкам и умениям проводника

Работа проводника не так уж сложна на первый взгляд, но это только кажется. Обязанностей у него много, а требований – ещё больше.

Более того, работа проводника только на первый взгляд кажется романтичной. Учитывая, что две трети дней в году проводник находится в дороге, а при этом у многих есть семья и дети, не добавляет никакой романтики. При этом все рабочее время он посвящает довольно монотонным обязанностям, а не разглядыванию видов из окна.

Также к проводнику предъявляются довольно жесткие требования по внешнему виду. Особенно, если речь идет о работе в купе и вагонах бизнес-класса.

Проводник должен всегда выглядеть опрятно и презентабельно, быть пунктуальным и ненавязчивым. Кроме того, как и в любой профессии сферы обслуживания, проводники часто сталкиваются с конфликтами. Уметь их улаживать – важный навык для хорошего работника.

Также абсолютный минимум знаний для проводника:

  • Системы сигнализации на железной дороге;
  • Устройство тормозной системы, пожарной сигнализации, автосцепки вагонов и других систем;
  • Инструкции по пожарной безопасности, охране труда и должностной инструкции проводника;
  • Умение оказать доврачебную помощь при необходимости;
  • Знание географии расположения населенных пунктов по маршруту следования.

В случае, если проводник работает на международных маршрутах, к этим знаниям добавляется также иностранный язык (преимущественно английский), географию стран по пути следования состава, тарифы международного сообщения.

Разряды профессии проводника пассажирских вагонов

Как и любая иная рабочая специальность, профессия проводника подразделяется на квалификационные разряды, начиная со 2-го и заканчивая 4-ым.

Различия между ними только в уровне допуска для работы. На начальном этапе проводник может работать только в поездах пригородного сообщения. При наиболее высокой квалификации – в фирменных вагонах и на международных составах.

Карьерные перспективы при работе проводником

Если говорить о карьерном росте проводника, то он не так уж велик. Да, можно повышать квалификацию и постепенно дорасти до проводника «Сапсана» или какого-нибудь фирменного вагона на европейском направлении. Условия там значительно лучше, однако, и требования строже.

Чтобы претендовать на работу в фирменном вагоне, проводнику предстоит как минимум год отработать на поездах дальнего следования, а затем представить свою кандидатуру на рассмотрение квалификационной комиссии.

Верхней ступенью в карьере проводника считается должность начальника поезда. Однако для этого необходимо отучиться в высшем учебном заведении железнодорожной направленности по специальности «Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте».

Где выучиться на проводника пассажирского вагона

Выучиться на проводника вагона не так уж сложно. Получить такое образование может любой совершеннолетний человек со школьным аттестатом.

Курсы проводников в России организуются, как правило, крупнейшим оператором пассажирских перевозок – ОАО «РЖД», а точнее его дочерними компаниями и региональными филиалами. Сроки обучения на таких курсах занимают 1,5 месяца с последующей выдачей удостоверения и сертификата.

Одним словом, обучиться на проводника не представляет особой сложности. Нередко на такой работе трудятся студенты во время летних каникул в качестве подработки. Хотя, следует сказать, что в последнее время работодатель все менее охотно предлагает данную вакансию из-за высокой текучки кадров.

Вакансии проводников на рынке труда, средняя зарплата

Одно из главных преимуществ работы проводником – востребованность. Вакансий для таких специалистов всегда хватает.

А вот зарплата не является сильной стороной профессии. В среднем проводник может рассчитывать на 30 тысяч рублей. Учитывая ответственность за здоровье пассажиров и частые разъезды, не такое уж высокое жалование.

Плюсы и минусы работы проводником

У профессии проводника пассажирского вагона есть ряд преимуществ:

  • легкость в получении образования;
  • востребованность;
  • отсутствие ограничений по возрасту, полу и уровню образования;
  • льготный проезд на железной дороге, лечение и диспансеризация за счет РЖД.

Минусы у работы проводника также весьма значительны:

  • невысокая оплата труда, если речь идет об обычных поездах;
  • частые и затяжные поездки;
  • посменная работа без выходных и праздников;
  • высокий стресс из-за большого количества обязанностей и общения с людьми;
  • высокий уровень ответственности;
  • вероятность несчастных случаев и аварий на железной дороге.

Источник: https://kedu.ru/press-center/profgid/provodnik

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector