Рекомендации о том, как стать сценаристом

Сценарист – создатель идейной основы фильма, спектакля, компьютерной игры, рекламного ролика, шоу и любого прочего действа.

Сценарий – это особое литературное произведение, которое кардинально отличается от других жанров: будь то роман, повесть, рассказ или эссе. Литературного таланта и виртуозного владения словом недостаточно для написания сильного сценария.

Профессия сценаристПрофессия сценарист – обзор курсов сценаристов

Нужен логический подход, абстрактное мышление, умение удерживать сюжет, причинно-следственную связь поступков и реплик героев.

Сценаристами не рождаются – ими становятся, накопив достаточный жизненный, духовный и творческий опыт. Располагая багажом впечатлений и раздумий.

Кто такой сценарист и чем он занимается?

Любой сценарий начинается с идеи и краткого ее описания – синопсиса. В зависимости от того, берет ли сценарист за основу собственную сюжетную линию или пишет существующего произведения, сценарий может быть оригинальным или адаптированным.

В любом случае схема работа не меняется: сценарист готовит описание действующих лиц, их характеров, биографий и внешних данных, разделение на сцены и эпизоды, диалоги, ремарки, действия, декорации, фоны.

Плюсы и минусы профессии сценариста

Плюсы:

  • Постоянный спрос на сильные сценарии.
  • Хорошие перспективы заработка.
  • Полная свобода творческого процесса.
  • Возможность донести собственные идеи до любой аудитории.

Минусы:

  • Востребован далеко не каждый сценарий.
  • Отсутствие выходных, умственные нагрузки.
  • Пребывание к тени режиссеров и актеров.

Необходимые навыки и знания

Профессиональный сценарист должен обладать особенным чутьем и способностью анализировать каждый увиденный фильм, прочитанный роман или услышанную историю. Много и постоянно читать истории жизни, смотреть их воплощение на сцене или в кино, записывать мысли, создавать заготовки. Для истинного сценариста обязательны следующие качества и знания:

  • Знание основ сценарного мастерства.
  • Представление о законах киноискусства, телевидения, тетра и др.
  • Литературные способности.
  • Работоспособность, восприятие больших объемов информации.
  • Образное творческое мышление, внимание к деталям.
  • Усидчивость и умение концентрироваться.

Сколько зарабатывают сценаристы?

Заработная плата сценариста определяется его востребованностью, работоспособностью, качеством сценариев и процентом их реализации. Гонорар, написанный под конкретную шоу-программу, может составлять от 4 до 10 тысяч рублей. Впрочем, в зависимости от уровня мероприятия он может достигать той же суммы в валюте.

Создатель сценария рекламного ролика может рассчитывать на 7-20 тысяч рублей. Сценарий, получивший воплощение на сцене или на экране, приносит создателю от 30 тысяч рублей и выше. И вновь, все зависит от уровня постановки.

Как стать сценаристом?

Получить диплом сценариста возможно в высших учебных заведениях по направлению «культура и искусство» – в институтах кинематографии, телевидения и радиовещания, на литературных факультетах вузов, но главное – в театральных академиях. Также существуют различные центры дополнительного образования, курсы и мастер-классы признанных мастеров.

Также рекомендуем прочитать интервью со сценаристом Екатериной Гейзерих.

Где искать работу?

Донести сценарий до точки воплощения – одна из наиболее сложных задач. Особенно для начинающего специалиста. В первую очередь, стоит разослать краткое описание туда, где он может быть востребован – в кинокомпании, телестудии, продюсерские центры, рекламные агентства. Необходим мониторинг конкурсов на лучший сценарий. Можно использовать социальные сети для самопродвижения.

Сферы и жанры, в которых востребован труд сценариста: киноиндустрия, телевидение, театр, реклама, праздники и шоу, компьютерные игры.

Чтобы найти работу, воспользуйтесь следующими ресурсами:

Источник: https://www.kadrof.ru/profession-script-writer

Как стать сценаристом

Почему вы решили стать сценаристом? Ответ не может лежать в плоскости «потому что хочу стать богатым и знаменитым». Будет и богатство, и известность, но только в том случае, если они не будут являться причиной выбора профессии.

Вы достигнете успеха, оставите после себя наследие, своей деятельностью принесёте пользу людям, только если вы действительно полюбите то, чем хотите заниматься, если вы готовы больше отдавать, чем брать.

Любовь — очень редкое чувство. По большому счёту, мы любим по-настоящему всего несколько раз в жизни. Именно такое чувство к профессии и нужно искать.

Шаг 1. Честно ответить на вопрос, ваше ли это призвание

Как понять, можно в вашем случае говорить о призвании или нет? Призвание — это когда профессия зовёт вас, везде оставляет невидимые знаки и ведёт вас по жизни.

Она делает так, что вы любите истории (слушать, пересказывать, собирать, выискивать, вычитывать и высматривать).

Читайте также:  Как получить профессию стоматолог?

Она делает так, что вы любите слушать людей (большую часть времени вы находитесь в режиме «слушание», нежели «вещание» и чувствуете счастье от этого).

Вы любите разбираться в причинах того или иного события и понимаете две важных вещи: просто плохих людей не бывает, и всему на свете есть объяснение, скрытое от глаз окружающих. Но не от глаз сценариста, автора, писателя.

Шаг 2. Начать учиться

Тут два пути: поступить в какое-то профильное учебное заведение либо начать учиться самому. В первом случае важно выбрать себе мастера, который не противоречит вашей картине мира.

Ищите человека, которого вам хочется слушать, выбирайте мастера интуитивно.

Если по каким-то причинам официальная учёба не для вас, начните учиться сами. Что вам тут понадобится: самодисциплина (регулярность обучения), рекомендации (системность в выборе материала) и значимый практик, то есть человек, который уже что-то из себя представляет. Он сможет оценивать ваши первые работы и давать практические советы, о которых не сказано в книгах.

Литература по сценарному мастерству — вещь прекрасная, но там есть две большие опасности. Во-первых, очень многое мифологизировано.

Так как профессия сценариста связана с творчеством, его механизмы очень трудно описать, поэтому каждый делает это как может и не всегда то, что работает для автора, подойдёт для читателя.

Во-вторых, сценарное мастерство не сводится к жёстким схемам и сюжетным поворотам в определённых местах. Что работает, а что нет, надо будет перенять из рук практика.

Шаг 3. Много писать

В самом начале пути вам надо понять важную вещь: не надо ждать вдохновения, чтобы писать. Вам нужны точно такие же ежедневные тренировки, какими изматывает себя Майкл Фелпс, который готовится проплыть четыре километра и взять новый мировой рекорд.

Когда мы учимся (когда работаем тоже), надо просто выполнять упражнения, делать работу. И ваши упражнения — это придумывание историй и расписывание их. Берёте тему «Неожиданный поворот» и придумываете себе 50 упражнений.

Например, взять обычные ситуации, которые произошли с вами за день, и перевернуть их так, чтобы это было достоверно, интересно, неожиданно. Дальше выбираете следующую тему и снова придумываете себе комплекс на отработку этого элемента.

Только практика научит вас быть сценаристом.

Шаг 4. Определить свою авторскую территорию

Когда вы отработали элементы и более-менее научились держаться на воде сценарного мастерства, важно понять, о чём вы можете рассказывать.

Если говорить честно, в творческих профессиях конкуренции как таковой быть не может. Потому что каждый человек уникален. У него уникальная точка зрения, уникальный голос, способ чувственного восприятия мира и способ письма.

Поэтому вам важно понять, какие темы вы можете сделать своим коньком, за изучением чего вы можете проводить сутки напролёт. Например, для кого-то это тема отношений с мамой, для кого-то тема смерти близкого человека, а для кого-то и вовсе «робот и человек».

Ищите то, что будоражит ваше воображение и наполняет его жизнью.

Шаг 5. Заявить о себе

Когда вы точно очертили себе свою авторскую вселенную, вам надо заявить о том, что вы такой-то и дико любите писать вот на такие темы. И начать участвовать в конкурсах и питчингах (их можно найти в интернете), рассылать свои заявки на истории в кинокомпании, знакомиться с режиссёрами и предлагать им работу над вашими или же их идеями.

Если вы только начинаете, хорошо бы соглашаться на все предложения, даже на те, за которые вам не заплатят.

Ваша задача — собрать себе портфолио, ведь только оно даёт вам право выхода на большой рынок.

Шаг 6. Усмирить своё эго

Это очень важный пункт. Если вы считаете себя во всём правым, а ваш способ видения мира — единственно верным, вам будет сложно работать в кино. Причём сложно будет и вам, и людям, с которыми вы столкнётесь.

Кино — командная работа. А чтобы существовать в команде, надо научиться быть гибким. Понять, что история, которую вы написали, — это ваш общий прекрасный сад. Работать в этом саду даже без вашего разрешения могут разные люди. И в большинстве случаев взгляд со стороны режиссёра или редактора помогает сделать ваш сад лучше.

Читайте также:  Как получить профессию пекарь?

Поэтому будьте готовы, что в профессии сценариста первых драфтов не бывает. Вариант, который вы написали в самом начале, — это ваши личные домашние радости. На его основе будет создаваться настоящий сценарий, но он никогда не станет вариантом для запуска съёмок.

Количество переписываний вашей истории в редких случаях доходит до 60–70. Иногда в ней ничего не остаётся от вашего первого варианта.

Но в этом нет ничего личного. Просто команда пытается совместить ваше творчество со своим творчеством и, что важно, производством.

Если вас буду выбивать из колеи бесконечные правки и переписывания, займитесь параллельно написанием пьесы или прозы. Это даст вам ощущение авторского контроля над миром, где принимаете решения только вы (то есть солируете), и вам будет легче продолжать быть сценаристом (в оркестре) — командным игроком.

Шаг 7. Снять фильм в качестве режиссёра

Доказано, что сценарист, который хотя бы раз в жизни снял пусть даже короткометражный фильм, будет относиться к профессии совсем по-другому. Он поймёт какие-то очень простые вещи, например о локациях.

Или о том, как актёр может изменить вашего героя, увести в другую сторону тон повествования.

Эти вещи прекрасны, их надо использовать для того, чтобы сделать ваш сценарий сильнее, а не расстраиваться, что у вас две локации на полнометражный фильм, а актёр вообще не тот, какого вы представляли.

Чем больше вы будете знать о своей профессии и на практическом уровне, и на теоретическом, тем быстрее вы станете мастером.

«Сценарист — это тот, кто остаётся». Страшно, трудно, унизительно и невыносимо бывает всем. Важно остаться, важно победить. Ведь если вы хотите узнать про вашего героя всё, поместите его в трудные жизненные обстоятельства. С человеком всё так же. Я надеюсь, что вы останетесь. Потому что вы — победитель.

Источник: https://Lifehacker.ru/kak-stat-scenaristom/

Обратная сторона профессии: сценарист

Как вы пришли к тому, чтобы заниматься сценарным мастерством?

Я учился в Университете Натальи Нестеровой на факультете режиссуры, и для учебы приходилось писать сценарии. В какой-то момент я понял, что я куда больше востребован как сценарист, чем как режиссер. Самое смешное, что я с детства терпеть не мог это дело – писать.

До сих пор помню: я во втором классе, мне дали домашнее задание – переписать пару строчек из учебника. Я сидел над ними битый час с ощущением, что это какой-то бесконечный текст. Если бы тогда мне кто-то сказал, что я буду писать профессионально, я бы ужаснулся.

Я до сих пор не получаю особых эмоций от самого процесса написания. Доставляет удовольствие тот факт, что мой текст кому-то нравится.

Когда сценарий хорошо экранизируют, когда он нравится зрителям, когда получаешь обратную связь от публики – вот это удовольствие, это те самые эмоции, которые помогают писать дальше.

А как вы пробились на экран?

Вообще российский кинорынок довольно маленький, все друг друга знают. Я начинал с того, что делал за небольшие деньги ограниченную часть сценарной работы – правил диалоги для разнокалиберных сериалов.

Потом стал полноценным автором для «Моей прекрасной няни» – помните, был такой сериал? И вот так постепенно дошел до того, что начал писать сценарии к полнометражным фильмам.

Самый сложный шаг для начинающего сценариста, который хочет продвинуть свой сценарий, – это поиск хорошего продюсера.

Имеет смысл пользоваться всеми возможностями: ходить на профессиональные тусовки, поддерживать контакты в соцсетях, участвовать в так называемых питчингах – конкурсах, которые устраивают теле- и кинокомпании.

Например, в начале апреля открытый питчинг сценариев запустил холдинг «СТС Медиа».

До конца месяца любой желающий может отправить свои работы по направлениям «Игровой сериал», «Анимационный фильм», «Полнометражный игровой фильм», «Полнометражный информационный фильм» и «Трансмедийный проект».

Читайте также:  Какие существуют технические профессии?

Сценарии пройдут несколько этапов отбора, а победители конкурса встретятся с продюсерами и получат шанс экранизировать свою работу. Это хорошая возможность для начинающих авторов, которые не знают, как реализовать свои киноидеи.[news_photo_1]

Вообще, я считаю, что сначала всегда должна идти практика, а уже потом – теория. Классическую драматургию, которая преподается в вузах, хорошо постигать тогда, когда что-то попробовал написать и уже споткнулся на собственных ошибках. Поэтому сначала нужно писать, а уже потом, в процессе, изучать теорию.

Сценарист – это прибыльная профессия? Можно ли, написав один хороший сценарий, полгода не работать?

Наверное, можно. Если честно, я не пробовал: если хочется работать, то зачем целых полгода бездельничать? Но вообще все зависит от степени известности автора.

Начинающим сложнее: когда ты только начинаешь работать сценаристом, ты похож на строителя, которого приглашают рыть яму, а потом думают, заплатить ему или нет. Сначала ты пишешь, а потом продюсер принимает решение, хороший сценарий или плохой.

Естественно, начинающие авторы не получают такие гонорары, как авторы известные, с несколькими успешными фильмами в портфолио. Но у всех есть шанс стать успешным, если не лениться, учиться и тренироваться.

Каких-то конкретных ставок у сценаристов нет: стоимость сценария зависит от человека, который его пишет, а не от количества букв. Она обговаривается на этапе заключения договора и потом, как правило, не меняется – независимо от того, сколько денег фильм собрал в прокате. На Западе работает другая схема: там сценарист куда чаще, чем в России, получает процент от проката.

Может ли российский сценарист успешно переключиться на зарубежный рынок, чтобы его работу купили на Западе?

Для нас тут верна пословица «где родился, там и пригодился»: написать качественный сценарий на неродном языке практически невозможно, если только вы не владеете, скажем, английским на уровне носителя.

Можно, конечно, писать на русском и отдавать на перевод, но это сильно усложняет логистику, да и автора становится уже два. Вы только представьте: сначала нужно перевести сценарий, потом переводить многочисленные правки, потом дорабатывать на русском, потом снова переводить на английский.

Другое дело – продажа идей и кооперация. Тут мы все дальше продвигаемся на иностранные рынки.

Какие жанры сейчас наиболее востребованы?

Есть, конечно, мода на определенные жанры. Несколько лет назад были очень популярны фильмы про Великую Отечественную войну, потом про спорт, сейчас хоррор становится востребован. Но, я думаю, зритель идет в кино скорее не на определенный жанр, а на качественный фильм.

Так что сценаристу не стоит ориентироваться на «модные» направления. Угадывать сиюминутное настроение – бесполезное дело еще и потому, что производственный цикл кино очень долгий.

Пройдет год или полтора с момента написания сценария, а то и больше, прежде чем фильм снимут и он выйдет в прокат.

Важно ли вам как сценаристу, что говорят о вашем детище публика и критики?

Безусловно. Я стараюсь читать и профессиональную критику, и отзывы обычных зрителей. Но здесь важно помнить, что эти мнения всегда субъективны.

Я иногда соглашаюсь с высказанными замечаниями, но бывает, что критик ставит себя на место продюсеров, сценаристов, режиссеров и буквально расписывает свою версию того, как должно было быть снято то или иное кино. Для меня это плохой критик.

В таком случае нужно самому становиться продюсером, сценаристом, режиссером и самостоятельно делать фильмы, а не критиковать других. К сожалению (а может, и к счастью) необходимость в профессиональной критике в современном мире постепенно сходит на нет.

Становятся доступны куда более быстрые и понятные инструменты, позволяющие оценить качество фильмов. Это, в свою очередь, приводит к появлению некого ощущения «безответственности» у тех, кто профессионально оценивают фильмы. Зачастую, это и не оценка вовсе, а самовыражение.

Демонстрация читателю «насмотренности» и превосходства собственного интеллекта, не позволяющая хорошо оценить «слишком простые» с точки зрения критика фильмы. Это, конечно, не касается нескольких действительно выдающихся критиков (которые и не критики вовсе, а, скорее просветители).

Источник: http://www.sncmedia.ru/career/obratnaya-storona-professii-stsenarist/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector